Анимистические представления и верования айнов

тантра5

Айны считали что окружающее их пространство – местообитание бесчисленных сверхъестественных существ – духов, оборотней, демонов, божеств невидимых или проявляющихся перед человеком в каком либо обличае и пребывающих в страну людей с небес, из подземного царства или обитающих с людьми на земле.

айн кам

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВСЕЛЕННОЙ

Согласно традиционной концепции об устройстве вселенной, айны подразделяли ее в вертикальном плане на три мира: верхний, средний и нижний. Верхние и нижние сферы являлись исключительно камуев: камуи мосир. В противоположность им средний мир называвшийся аину мосир -мир айнов или мир людей, занимали айны.
Верхние и нижние миры существенно отличались от аину мосир прежде всего тем, что они имели сложную стратификацию. Общим обозначением верхнего мира было слово КАНДО – небеса. Небеса в космогонических воззрениях айнов имели несколько слоев. Дж.Бэчелор выделял в своих работах шесть таких слоев ( Batchelor, 1905 ).вселенная айну

СХЕМА ВСЕЛЕННОЙ В ВЕРТИКАЛЬНОМ ПЛАНЕ
I, III – миры Духов; II – мир айнов: 1-синись кандо; 2 – рикун кандо – слои неба недоступные взору человека; 3 – нотиу о кандо; 4 – нись кандо- небеса занимающие срединное положение; 5-урара кандо; 6 – рангэ кандо – нижние небеса. Стрелка показывает направление по которому двигаются души умерших мужчин и женщин в страну предков (оннэ камуй мосир): а – оннэ камуй мосир; б – камуй мосир; в – аину мосир; г – покна мосир

айн11

Шестеричное деление верхнего мира, возможно, было обусловлено тем, что слово ИВАН (ШЕСТЬ) считалось у айнов священным и мистическим и как правило распространялось при счете на всякого рода обьекты, связанные с чем-либо божественным. Однако некоторые ученные расматривая выражение слова ИВАН КАНДО – шесть небес, считают что его можно интерпритировать и как “много небес”, так как в диалектах айнского языка (особенно в фальклерных текстах) ИВАН означает нередко именно “много” (Ohnuki-Tierney, 1972 с.442).
Самым высшим слоем небесной сферы по айнским представлениям являлось СИНИСЬ КАНДО, которое считалось истиным или высочайшем небом. За ним следовало РИКУН КАНДО – верхнее небо отождествляемое с высшим небом. Эти два слоя небес считались недоступными взору человека. Считалось что там обитал Владелец неба – ТВОРЕЦ ВСЕГО СУЩЕГО ( КАНДО КУР КАМУЙ) и его помощники которые воплощали отдельные стихии и рассматривались айнами как равные и независимые друг от друга. Там же на высшем небе находилась священная страна предков где они жили жизнью подобной жизни на земле. Ниже распологались уровни небес, уже видимые с земли смертными существами. Срединное положение занимали МОТИО О КАНДУ – “звездное небо” и НИСЬ КАНДУ – “облачное небо”. Нижними слоями неба была УРАРА КАНДО – “туманная (мглистое) небо” и РАНГЭ КАНДО – “нижнее (низкое) небо”. Иногда эти два неба отождествлялись и представлялись синонимами. Нижние уровни небес являлись обиталищем добрых божеств, второстепенных по сравнению с Богом Творцом.
Нижний мир находился под землей. Согласно айнским представлениям, отраженных в легендах, он так же как и небесный делился на шесть слоев. В общих чертах нижний мир – место пребывания обычных усопших людей и злых духов. По некоторым сообщениям айны рассматривали нижний мир, общим названием которого было ПОКНА МОСИР (ПОКНАСИР) – “страна внизу” как своеобразное продолжение АЙНУ МОСИР. Он похож на мир людей где как и на земле существуют горы, текут реки, растут деревья, ревет океан, бегают звери, плавают рыбы. Умирая люди как думали айны просто продолжали прежнее существование соединившись со своими семьями и предками.
Однако в ПОКНА МОСИР, согласно айнским воззрениям, все было иначе, нежели на земле:люди ходили вниз головами, деревья росли вверх корнями..Считалось, что души умерших попадают в посмертное место жительство через специальное отверстие в земле, находящееся в лесу, – ИВАСУЙ (Добротворский, 1875).
Есть упаминание о предках айну обитавших в небесной обители. На Хоккайдо к примеру верили что хорошие духи в такой стране жили на востоке, а плохие на западе. Аналогичные представления о мире “верхних людей” имеются и у других этносов северо-восточной Азии, например у коряков, которые связывали северное сияние с радостью которую испытывали души умерших при встрече вновь прибывших в их “страну” (ПМА, 1982, л.1-2). Подземный мир возможно так же делился на два уровня или возможно отождествлялся с другими слоями. В литературе есть упоминания, где наряду с божествами пребывали души хороших людей. Эту страну называли ТИРАМО МОСИР – самом нижнем слое – прекрасной и светлой стране. Однако конкретных сведений об этой стране не сохранилось (Мифы народов мира, 1980 с. 53). Однако о стране которую называли НИТНЭ КАМУЙ МОСИР – мир злых духов или ТЭЙНЭ ПОКНА МОСИР (ТЭЙНЭ МОСИР) – “сырая (влажная) земля”. Инагда она трактовалась как низ вселенной и считалась самым плохим местом, где пребывали души в страдании и болезнях.
Землю на которой жили люди наряду с АЙНУ МОСИР айну называли еще КАННА МОСИР – “верхняя страна” (мир). При этом айну землю считали островом. Земля представляла собой горизонтальный план вселенной, где было четкое пространственное разгланечение между местами обитания сверхестественных и человеческих существ. Это видно при рассмотрении таблицы.

таблица пространства                Таблица подразделения пространства на две основные части

Область жизнедеятельности каждой локальной группы айнов (ивор) была причастна и к духовному миру, являясь полем функционирования камуев. Божества могли находится в обеих частях горизонтального пространства среднего мира, люди – только в ареале своего места обитания. Главы многочисленных камуев по мнению айнов были недоступны для человека.